220-тонный самосвал с российским двигателем и новой облегченной платформой – новинка в сегменте карьерной техники, в котором БЕЛАЗ держит практически половину мирового рынка.
Новейшая модель в линейке 220-тонных карьерных самосвалов независима от поставок импортных компонентов. У самосвала БЕЛАЗ-75304 они на более чем 90% белорусские и российские, в том числе и «сердце» машины – двигатель, собранный моторостроителями Коломенского завода.
Силовая установка, разработанная по техническому заданию специалистов завода БЕЛАЗ, вышла под стать 220-тонному гиганту – мощная и надежная. Четырехтактный 8-цилиндровый дизельный мотор с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха отличается полной мощностью в 2400 л.с. (1765 кВт) и по своим основным техническим характеристикам не уступает импортным аналогам. Обновленная система охлаждения двигателя с секциями радиаторов увеличенной производительности и двумя крыльчатками охлаждения с гидроприводом позволяет успешно эксплуатировать самосвал даже в самых экстремальных климатических условиях. Надежный пуск мотора обеспечивается пневмостартерной системой.
Сварная рама машины изготовлена из высокопрочной низколегированной стали, в ее конструкции использованы лонжероны коробчатого сечения. 220-тонный самосвал снабжен электромеханической трансмиссией (ЭМТ) переменно-постоянного тока с тяговым генератором и двумя тяговыми электродвигателями, редукторами электромотор-колес, аппаратами регулирования, микропроцессорной системой управления и приборами контроля. Применение ЭМТ такого типа обеспечивает минимальные эксплуатационные затраты и высокую производительность при транспортировке горной массы. Также, благодаря энергоэффективному бесконтакторному шкафу управления тяговым электроприводом, изготовленным ОАО «БЕЛАЗ» совместно с одной из белорусских компаний-партнеров, повысилась надежность самого узла и быстродействие трансмиссии в целом. Объединенная гидравлическая система рулевого управления опрокидывающего механизма кузова и привода тормозных механизмов позволяет унифицировать гидропривод и уменьшить количество гидроузлов в нем.
Еще одно несомненное достоинство машины – пневмогидравлическая подвеска для передней оси и ведущего моста, которая обеспечивает высокую плавность хода, производительность машины, ее устойчивость от бокового крена, долговечность узлов и комфортные условия для работы оператора.
Конструктивной особенностью 220-тонника c коломенским двигателем является специально разработанная для самосвала облегченная грузовая платформа объемом 92 м3 (геометрический) / 130 м3 (с «шапкой» 2:1), призванная обеспечить максимальное использование грузоподъемности самосвала. Для безопасной работы платформа ковшового типа оборудована защитным козырьком над палубой самосвала и кабиной оператора. Кроме того, кузов может комплектоваться футеровкой днища и камнеотбойниками, защищающими шины и оперение от повреждений падающими при погрузке кусками породы. Предусмотрен также подогрев основания кузова выхлопными газами двигателя для защиты от налипания и намерзания перевозимой горной массы и обеспечения полной выгрузки машины. Отметим также короткий рабочий цикл: на подъем загруженной платформы требуется 22 секунды, на ее опускание – 17 секунд. При этом максимальная эффективность нового 220-тонного самосвала достигается при погрузке экскаваторами с объемом ковша от 30 до 45 м3.
Комплектация самосвала БЕЛАЗ-75304 грузоподъемностью 220 тонн:
• Двигатель мощностью 1765 кВт (2400 л.с.).
• Обогрев платформы.
• Современная система кондиционирования.
• Автоматическая система пожаротушения.
• Светодиодные фары.
• Система видеообзора.
• Система контроля загрузки и топлива с цифровым табло.
• Система интеллектуального мониторинга и прогнозной аналитики (IMS) собственной разработки БЕЛАЗ.
БЕЛАЗ-75304 комплектуется центром для быстрой заправки техническими жидкостями. Объемный топливный бак машины на 2800 л, оснащенный индикатором уровня топлива и функцией сбора и слива конденсата, позволяет самосвалу работать без дозаправки на протяжении более 16 часов в зависимости от условий эксплуатации. Удельный расход топлива при номинальной мощности 210 г/кВт*ч.
Современная двухместная кабина разработана для комфортной работы оператора. Когда человеку удобно за рулем многотонной машины, то он не только получает удовлетворение от работы, но и эффективно управляет карьерным самосвалом. Рабочее место с пневмоподрессоренным сиденьем спроектировано с учетом современных требований безопасности и эргономики. Комфортный микроклимат в салоне обеспечивается системой кондиционирования и вентиляции. Панорамное остекление, электрические стеклоомыватели, система видеообзора, многофункциональная система мониторинга и диагностики, отображаемая в режиме онлайн на приборной электропанели – всё это способствует удобству управления машиной.
По желанию потребителя в кабине оператора могут быть установлены дополнительный или автономный дизельный отопитель, двойное остекление, электрообогрев лобового стекла, электрообогрев зеркал и ряд других опций.
В своей стандартной комплектации 220-тонник, наряду с уже отмеченными компонентами, оснащается также другими современными устройствами и системами:
• Система контроля давления в шинах.
• Система пожаротушения с дистанционным включением.
• Централизованная система смазки.
• Сигнализация приближения к высоковольтной линии передач.
• Предпусковой подогреватель жидкости двигателя.
Весной опытный образец самосвала БЕЛАЗ-75304 прошел испытания на полигоне завода, откуда отправился покорять мир горной добычи. Ярко блеснув в июне на международной выставке технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг-2023» в российском Новокузнецке, союзный БЕЛАЗ остался в Кузбассе, чтобы показать себя в реальном деле. В течение года кузбасские горняки испытают союзный самосвал в разных производственных и климатических условиях открытой разработки угля.
По материалам журнала «BELAZ GLOBAL»
ПРОДУКТ СОЮЗНОГО МАСШТАБА: БЕЛАЗ-75304
Поделиться ссылкой: